Добро пожаловать!

 Сайт посвящен книге С.И.Иваненко
 «О людях, никогда не расстающихся с Библией»

СОДЕРЖАНИЕ

На главную страницу
Гостевая книга


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВСЕМИРНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ ГЛАЗАМИ РЕЛИГИОВЕДА

ГЛАВА II. КАК УЗНАТЬ СВИДЕТЕЛЯ ИЕГОВЫ

ГЛАВА III. ПОЧЕМУ МНОГИЕ В РОССИИ НЕ ПОНИМАЮТ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ?

ГЛАВА IV. СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ В РОССИИ: БОЛЕЕ 100 ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ ИСТИНЕ

  • Первые шаги Свидетелей Иеговы в России (1874-1916 гг.)
  • Свидетели Иеговы перед лицом тоталитарных режимов
  • Чарльз Рассел еще в 1879 г. предсказал грядущую коммунистическую революцию
  • Свидетели Иеговы в период атеистической диктатуры (1917-1945 гг.)
  • В тисках сталинских репрессий (1946-1953 гг.)
  • Свидетели Иеговы в годы правления Хрущева (1953-1964 гг.)
  • Свидетели Иеговы в так называемую эпоху застоя (1964-1982 гг.)
  • Последняя волна репрессий против Свидетелей Иеговы (1982-1983 гг.)
  • На пороге эпохи свободы вероисповедания (1985-1990 гг.)
  • Свидетели Иеговы в условиях свободы совести
  • "Дело Иеговы нельзя остановить"
  • ГЛАВА V. ВО ЧТО ВЕРЯТ СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

    ГЛАВА VI. КАК ДЕЙСТВУЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    religious@yandex.ru

    На пороге эпохи свободы вероисповедания (1985-1990 гг.)

    Михаил Горбачев не сразу пришел к признанию свободы религии. Суть его политического курса заключалась в том, чтобы обновить социализм и коммунистическую идеологию, реформировать КПСС в партию социал-демократического типа. Эта политика закончилась крахом, отстранением Горбачева от власти и распадом СССР.
    До сих пор продолжаются споры, могло ли быть иначе. Видно, Бог помогал Горбачеву в его усилиях по мирному преодолению тоталитарного режима в СССР. Трудно объяснить иначе, почему противники курса Горбачева, составлявшие большинство в партийном аппарате и КГБ, не отстранили его от власти. Вместе с тем Горбачев оставался человеком, убежденным в преимуществах социалистического строя и чуждым вере в Бога. Он смотрел на религию и религиозных деятелей как на один из факторов политической жизни, искал в религиозных организациях опору для укрепления своей власти. Не исключено, что такое "близорукое" отношение к религии в какой-то степени предопределило неудачный финал реформ, начатых Горбачевым.
    * * *
    Думаю, поучительно будет показать, как менялся подход горбачевского руководства к религиозным проблемам.
    В начале периода правления Горбачева предпринимались значительные усилия для продолжения атеистической работы. В частности, в 1985 г. ЦК КПСС принял решение в целях усиления атеистической работы увеличить тираж Информационного бюллетеня Института научного атеизма с 250 до 5000 экземпляров, для того чтобы рассылать его не только в областные, но и в районные комитеты партии. Это наглядно свидетельствовало, что партийное руководство по-прежнему считает борьбу с религией и насаждение атеизма важной и актуальной задачей.
    Были предприняты попытки найти новые подходы к работе с верующими. Так, например, в выпущенном в сентябре 1985 г. Информационном бюллетене Института научного атеизма № 11 передовая статья была посвящена путям совершенствования индивидуальной работы с верующими. В качестве одной из чрезвычайно важных задач предлагалось "охватить индивидуальной работой верующих, являющихся членами экстремистских группировок, чья религиозность используется их лидерами в антиобщественных целях".
    Свидетели Иеговы не были здесь прямо названы однако их продолжали считать "религиозными экстремистами". В индивидуальной работе с ними ставилась цель добиться политической лояльности по отношению к социалистическому государству (с. 8).
    Все те же стереотипные утверждения о необходимости борьбы с "религиозными экстремистами", идущими на поводу у империалистических центров и спецслужб, повторялись в Информационном бюллетене в 1986 и 1987 гг. (№ 14, с. 13; № 16, с. 10). Однако появились и некоторые новые мотивы.
    В частности, Информационный бюллетень № 16 (1987 г.) рекомендовал "в целях локализации и преодоления влияния религиозных объединений и групп, придерживающихся негативистских установок в отношении к реальному социализму... поддерживать и способствовать укреплению влияния тех верующих, которые более лояльны, склонны к позитивной ориентации на ценности социалистического общества, с тем чтобы в перспективе они смогли занять там лидирующую роль" (с. 24-25).
    Таким образом, речь шла о попытке выявить и поставить на руководящие должности в религиозных общинах так называемых "религиозных экстремистов", тех людей, которые согласились бы поддерживать политику властей.
    Уже в 1986 г. горбачевское руководство стало искать союзников среди религиозных деятелей, ссылаясь на необходимость совместной борьбы за мир против угрозы ядерной катастрофы. Кризис коммунистической идеологии и ослабление позиций Горбачева вынуждали его лавировать и искать поддержки в самых разных сферах, в том числе и среди тех религиозных организаций, которые готовы были оказать ему помощь. Основными союзниками Горбачева среди религиозных лидеров стали руководители Русской Православной Церкви, папа римский и Сан-Мён Мун.
    Горбачев провел встречу с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода русской Православной Церкви в канун празднования 1000-летия "Крещения Руси" (1988 г.). С этого времени власти начали активнее поддерживать Русскую Православную Церковь, рассматривая ее как "патриотическую" организацию, которая может обеспечить поддержку политики "перестройки" со стороны православных верующих.
    Впрочем, отношения Горбачева с руководством Русской Православной Церкви в значительной степени ухудшились после того, как он встретился с папой римским и санкционировал легализацию на Украине Украинской греко-католической (униатской) церкви. Возрождение униатской церкви на Украине привело к тому, что тысячи храмов, захваченных у униатов Русской Православной Церковью в 1946 г., вновь обрели своих прежних владельцев.
    Дружеская встреча Горбачева с Сан-Мён Муном в Москве в 1990 г. и их наметившееся сближение вызвали настороженность как у Русской Православной Церкви, так и у Ватикана. В итоге Горбачев так и не приобрел искренних и долговременных союзников среди религиозных лидеров.
    Что же касается мусульман, а также так называемых сектантов, то к ним горбачевское руководство испытывало недоверие и стремилось ограничить их влияние. Это недоверие и подозрительность распространялись и на Свидетелей Иеговы. Власти затягивали решение вопроса о юридическом признании организации Свидетелей Иеговы в СССР. О мотивах, по которым горбачевское руководство не хотело регистрировать Свидетелей Иеговы, можно судить по публикации в Информационном бюллетене № 16. В ней содержится негативная оценка Свидетелей Иеговы из-за якобы присущего им религиозного фанатизма, а также повышенной миссионерской и проповеднической активности (с. 20).
    Важной позитивной особенностью политики Горбачева был отказ от репрессий в отношении верующих, в том числе и Свидетелей Иеговы. Постепенно поднимался "железный занавес". Поездки за границу стали доступны для рядовых граждан. В 1989 и 1990гг., когда власти СССР перестали смотреть на Свидетелей Иеговы как на врагов, а сам порядок выезда за рубеж стал проще, тысячи верующих смогли поехать в Польшу на первый в их жизни библейский просветительский конгресс. Но по-прежнему затягивалось решение вопроса о юридическом признании религиозной организации Свидетелей Иеговы.
    Только 27 марта 1991 г. был зарегистрирован Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР. Оставалось совсем немного времени до утраты власти коммунистами (август 1991 г.) и распада СССР (декабрь 1991 г.).
    Hosted by uCoz